Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на картеДобавлена: 23.08.2012 | Просмотров: 12715<<< >>>С давних переложилась и передавалась из поколения в поколение прекрасная традиция – именами изыскателей и строителей железных дорог называть новые станции, рожденные их трудом. Так было, например, при сооружении транзитной сибирской магистрали. Здесь и поныне о прославленных инженерах-железнодорожниках напоминают названия: Вяземская, Дормидонтовка, Иловайская, Снарский, Прохаско... Правда, и в те годы не обошлось без номенклатурного увековечивания. Одну из станций назвали Хилково – в честь тогдашнего министра путей сообщения князя М.И. Хилкова. Цель данных тезисов – предельно кратко наметить некоторые аспекты практики присвоения имен изыскателей и строителей железнодорожным станциям и разъездам Байкало-Амурской магистрали (БАМ). БАМ заслуживает того, чтобы на его карте были имена первопроходцев. История строительства Байкало-Амурской дороги восходит к 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о сооружении нового стального пути от Тынды до Пермского (будущий г. Комсомольск-на-Амуре) с перспективой выхода к берегам Тихого океана. Транссиб и новую магистраль предполагалось соединить веткой Уруша-Тында. На осуществление всего объема изыскательских, проектных и строительных работ отводилось всего 3-4 года. Сжатые, но «совершенно обязательные» сроки возведения дороги потребовали огромнейших усилий многих тысяч людей. Восточно-Сибирская экспедиция получила задание до 1 октября 1932 года провести полевые работы, а проект дороги представить к 1 января 1933 г. Изыскательские партии экспедиции столкнулись с крайне тяжелым горным рельефом, наличием большого количества крупных рек и отсутствием путей сообщения, со сложными горно-геологическими условиями местности, полной неизученностью природных условий прохождения трассы. Изыскателям не хватало самого необходимого – продуктов питания, спецодежды, палаток, обуви, картографического материала. Имеющиеся карты давали освещение районов в самых общих чертах, высоты хребтов отсутствовали, направления даже крупных рек не соответствовали действительности. Сохранились воспоминания тех, кто исследовал БАМ в 30-е годы: «...Две соседние партии не могли сомкнуться и закончить работу, так как реки, по которым они шли, имели сближенные верховья только на карте, на местности же далеко отстояли друг от друга... Река Олекма, например, показана с ошибкой по долготе на целый градус». Нередко бывали случаи, когда намеченные варианты оказывались нереальными из-за их полного несоответствия местности. Вот в таких условиях трудились изыскатели БАМа. Не меньшие трудности инженерно-технического, материально-снабженческого, бытового характера выпали на долю строителей дороги. БАМ уникален с точки зрения инженерных сооружений. Имен изыскателей и строителей на карте БАМа немного. На карте Байкало-Амурской железнодорожной магистрали около 200 станций и разъездов, часть из них носит имена наших соотечественников. Пос. Аносовский назван в честь Николая Павловича Аносова (1835-1890) – горного инженера, открывшего месторождения золота в верховьях Янкана и Джалинды, в бассейне Селемджи; разъезд В.Мирошниченко – назван в честь Героя Советского Союза, сапера, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны; разъезд Клепиково – тоже назван именем героя минувшей войны; разъезд Рихарда Зорге... Имен изыскателей и строителей БАМа на карте магистрали очень мало. К числу немногих отрадных исключений относится разъезд Кузнецовский (бывший разъезд Перевальный), названный в память о начальнике партии изыскателей Арсении Петровиче Кузнецове, работавшем на трассе Комсомольск-Совгавань. Почему так получилось? В поисках истины обратимся к прошлому, к той эпохе, на которую приходится начало сооружения магистрали. В соответствии с решениями Совета Труда и Обороны и Политбюро ЦК ВКП(б) в октябре 1932 г. БАМ передали из ведения НКПС под юрисдикцию ОГПУ, создали Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. В апреле 1933 г. управление БАМЛАГа издало специальное письменное распоряжение «О наименовании будущих станций и разъездов БАМа и в связи с этим о наименовании лагпунктов». Циркуляр отмечал, что командировки и лагпункты БАМЛАГа носят наименования либо протекающих вблизи речек и ручьев (Крестовка, Коровиха, Муртыгит), либо наименования были взяты произвольно (Дита, Полянная, Сочи). Такой подход расценивался как ошибочный, поскольку «командировки и лагпункты создавались там, где в будущем будут строиться станции и разъезды БАМа», и обозначения структурных подразделений БАМЛАГа со временем могли перейти к пунктам железной дороги. Управление Байкало-Амурского ИТЛ рекомендовало практиковать такие названия, как «Вторая пятилетка», «Ударник», «Труд», «Трудовой энтузиазм», «Перековка», «Бамармеец», «План», «Темпы», «Большевик». Эти и иные названия должны были отражать «революционное время второй пятилетки», раскрывать формы труда, применяемые на стройке. Как видим, в данной ориентации не проводилась мысль об увековечивании имен изыскателей и строителей БАМа. В подразделениях БАМЛАГа стали появляться названия «Куем будущее», «Победитель тайги», «Красный строитель», «Новый путь», «Путь к исправлению», «Октябрьский штурм» и т.п. Практику 30-х годов можно было исправить позднее, в 70-80-е годы. Но этого не произошло. Во второй половине 80-х годов на БАМе прокатилась волна переименований, вызванная постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему строительству БАМа» (июль 1985 г.). Минтрансстрою, МПС, ЦК ВЛКСМ, обкомам и облисполкомам предоставлялось право внести предложения о новых названиях ряда станций БАМа и поселков в районе магистрали с целью сохранения памяти об особо отличившихся строителях. Уже к 1990 г. на карте БАМа изменили 65 названий: Окунайку переименовали в Окунайский, Витим в Шиверы, Озерный в Амут; на карте железной дороги появились разъезды Московский комсомолец, Ульяновский строитель; исчезло известное всем бамовцам название Куанда: в 1984 г. в Куанде сошлись путеукладчики, шедшие навстречу друг другу с запада и с востока в течение 10 лет; здесь было уложено «золотое звено» магистрали. Вместо Куанды на карте появилась фамилия декабриста, который никакого отношения к изыскателям, проектированию и строительству дороги не имел и в этих местах никогда не бывал. Не стало на карте БАМа станции Ижак – появился Огорон, а имя Ижак отдали разъезду Уркан; Иваньжа превратилась в Аптенок, Горсекон – в Ульяновский Строитель. В. Воронин, начальник службы сигнализации и связи Байкало-Амурской дороги, высказал свою позицию по этому вопросу следующим образом: «Я ничего не имею против увековечивания памяти о мужественном солдате по фамилии Аптенок, погибшем при строительстве дороги, не против и того, что поспешно, что никто и не вспомнил, откуда же появился Горсекон. Взяли и ... стерли его с карты. А ведь это имя одного из первопроходцев-изыскателей трассы БАМа – Горбачева Сергея Константиновича. Точно так же исчезла с карты и фамилия молодого изыскателя Виталия Пономарева, оставившего на БАМе жизнь». В конце 80-х годов разъезду на 2399 км (участок Тында-Ургал) было присвоено имя Федора Алексеевича Гвоздевского. В 1938 г. Ф.А. Гвоздевский был назначен начальником БАМпроекта – учреждения по изысканиям и проектированию Байкало-Амурской Магистрали. Бампроект выполнил огромный объем работ по новой железной дороге и обосновал наиболее выгодное направление трассы, которое в принципе осталось неизменным до сооружения дороги в 70-80-е годы. В мае 1943 г. Государственный Комитет Обороны постановил построить железнодорожную линию Комсомольск – Советская Гавань протяженностью 450 км и открыть по ней движение поездов 1 августа 1945 г. Этим же постановлением Ф.А. Гвоздевский был назначен начальником строительства этой дороги, а в 1947 г. он возглавил сооружение линии Тайшет – Братск. Таким образом, Ф.А. Гвоздевский руководил изысканиями и проектированием всей магистрали и строительством ее головных участков: Тайшет – Братск – Лена и Комсомольск – Советская Гавань длиной 1150 км. И это – лишь штрихи бамовской биографии инженера-железнодорожника. А были еще дороги Салехард – Игарка, Наушки – Улан-Батор, военно-полевое строительство N 13 и т.д. И вот именем этого человека был назван разъезд, расположенный на спуске с Туранского хребта, на восьмитысячном уклоне. Ни населенного пункта, ни служебных зданий здесь нет. Остановка товарных поездов возможна только в одну сторону, а остановки пассажирских поездов будут исключением. При введении диспетчерской централизации там людей вообще не будет. «Так кто же узнает о названии разъезда?» – задают вопрос изыскатели БАМа А. Картус и Н. Струве. Большая группа ветеранов магистрали в письме на имя Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (1987 г.) справедливо подчеркивала, что присвоение имени Гвоздевского такому раздельному пункту не увековечит память крупнейшего инженера в области проектирования и строительства железных дорог, что является «непростительным и несправедливым не оставить имя такого человека в названии одной из крупных станций Байкало-Амурской магистрали». Но десятилетняя переписка изыскателей и проектировщиков БАМа с теми, от кого зависело увековечивание имени Ф.А. Гвоздевского, не увенчалась должным успехом. Просьба первопроходцев услышана не была. Примечания 1. ЦГАОР СССР. 5446. Оп.1.Д.67.Л.174. 2. ЦГА РСФСР ДВ. Ф.р 3625.Оп.1.Д.20.Л.4. 3. Партийный архив Хабаровского КК КПСС. Ф.2.Оп.1.Д.299.Л.З. 4. ЦГАНХ СССР. Ф.1884.Ом.12.Д.869.Л.13-18. 5. Текущий архив Ленгипротранса. Сборник материалов к истории Ленгипротранса за 1935-1970 гг. Приложение четвертое. Материалы о деятельности проектно-изыскательской конторы «Ленжелдорпроект» за период 1937-1955 гг. – 1973.С.39. 6. РЦХИДНИ. Ф.17.Оп.З.Д.904.Л.6.30-36. 7. ЦГА РСФСР ДВ.Ф.р.3625,Оп.6.Д.2.Л.48. 8. Командировка – это отделение лагерного пункта // См.: Панин Д. Лубянка-Экибастуз: лагерные записки. МЛ1991.С.374. 9. Гудок. 1989. 12 декабря. 10. Гудок. 1987. 26 июня. 11. Текущий архив Ленгипротранса. Дело «Переписка о присвоении имени Ф.А. Гвоздевского одной из станций Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Автор: Еланцева О.П., к.и.н., преподаватель ДВГУ Источник: Вторая Приморская краевая научно-практическая конференция «Исторические названия – памятники культуры». 26-27 мая 1992 г. – Владивосток, 1992a> Тэги: Еланцева О.П., Конференция (1992), Евразия, Россия Исторические названия – памятники культуры1. Исторические географические названия в контексте современных общественно-политических процессов1.1. Груздев А.И. Топонимика и общественно-политические процессы 1.2. Аргудяева Ю.В. Топонимы Приморья как источник по истории формирования населения края 1.3. Груздев А.И. Концепция возвращения исторических географических названий в Приморье 1.4. Дьяченко Б.А. Восстановление названий улиц Владивостока 1.5. Еланцева О.П. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте 1.6. Лаптев В.З. О возвращении исторических названий казачьим поселениям Приморья 1.7. Обертас В.А. О некоторых принципах формирования городской топонимии Приамурского края в кон. XIX – нач. XX вв. 1.8. Обертас В.А. О проблеме одноименности в топонимике Владивостока 1.9. Розенфельд С.И. Военные моряки – первооткрыватели Приморья 1.10. Рязанцева М.Д. Топонимика и геология 1.11. Храмцова А.Т. ПГОМ им. В.К. Арсеньева как хранитель информации о топонимических памятниках ДВ (обзор фондов музея) 2. Историко-лингвистические проблемы топонимии Приморья 2.1. Киселева М.О. Функционирование топонимов г. Владивостока 2.2. Мизь Н.Г. Православие в топонимике Приморья 2.3. Осипов Ю.Н. Почему так названо? 2.4. Подмаскин В.В. Происхождение тунгусо-маньчжурских топонимов Приморья и Приамурья 2.5. Рублева О.Л. Топонимический словарь Приморья 2.6. Фетисова Л.Е. Восточно-славянская топонимия Приморья 2.7. Шавкунов Э.В. Бохайские топонимы и гидронимы Приморья Комментарии (2)№1 Дата: 19.12.2013 Добавил: Владимир Забыт Побожий – изыскатель в районе озера Огорон. Любая станция обязательно должна быть названа его именем. Эх! Мосгипротранс, погрязший в интригах! Проснитесь! №2 Дата: 20.11.2014 Добавил: Александр Никто не проснётся,-бабло делят.Жаль что забыли отца-Горбачёва С.К.-ГОРСЕКОН, он был и за то великое спасибо людям!!!!!!!!!!!!!!!! |