Я ИДУ ПО ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛЕ
Автор: cool
«Мне ответил тот раскосый,
Что командовал допросом -
Сбил тебя наш летчик Ли-Си-Цин»
Старая песня "Я иду по выжженной земле"
1. Сообразим на троих
На старых картах Приморья мы можем встретить такое название реки как Сандагов (Маршрутный). Предлагается такой вариант прочтения: "название китайское, образовано компонентами: сань – цифра три; дао – суффикс; гоу – речка. Сандагов является русской адаптацией китайского гидронима Саньдаогоу – Третья речка".
Не менее интересно посмотреть на китаизацию истока реки Улахэ, название которого впервые записано в 1858 году Венюковым как Сандуга. А у Пржевальского — Сандогу. И лишь после 90-х годов установилось название Сандагоу. Считается, что "этот гидроним образован от китайского слова Саньдаогоу и в переводе означает «Третья речка»…"
Стоит вспомнить про топоним Садога, Садага Верхняя (Волчья) – гора в Ольгинском районе Приморского края. Этой горе так же пришлось испытать на себе "китайское влияние" - "название образовано компонентами: сань – цифра три; дао – суффикс; гоу – падь. Саньдаогоу – Третья падь".
Прежде чем раскрыть истинную этимологию этих названий, давайте поговорим о Китае и китайцах...
2. The Wall
Общее известным фактом для многих читателей является то, что границы исторического Китая находятся внутри Великой Китайской Стены. Белокаменный облик она получила достаточно поздно, и долгое время представляла из себя земляную насыпь со рвом. В исторической литературе ее принято называть Ивовой изгородью.
Впервые проникновение китайцев на территорию южной части современной Маньчжурии (в Ляодун), то есть за Ивовую изгородь, началось только в 3-2 веках до нашей эры. Особо отмечу - эти процессы не затронули тогда даже Центральную и Северную Маньчжурию, не говоря уже о Приморье и Приамурье.
Вся территория севернее Великой Китайской Стены является исконной землей тюркоязычных народов.
Все попытки Китая расширить свои границы дальше на Центральную и Северную Маньчжурию потерпели полный крах. Поэтому, например, в широко известном китайском источнике «История Мин» в состав Китая включалась лишь территория южной части Маньчжурии (Ляодунский полуостров).
Но их радость от приобретения новой земли была не долгой...
В 1616 году активный военный руководитель Нурхаци основал маньчжурскую династию Поздняя Цзинь и уже через два года начал успешную освободительную войну против китайской оккупации Ляодуна.
В 1636 году Нурхаци сменяет Абахай, который проявив преемственность власти, "добил" китайцев на их исторической родине и... упразднил Китай!
Теперь посмотрим на отношения Маньчжурии к населению Приморского края. Так, известны Маньчжурские грабительские набеги в 1610, 1611, 1614 и 1615 годах. В итоге этих набегов край совершенно опустел, а жители были вырезаны или уведены в плен.
Отсюда очевидно, Приморье никогда не принадлежала ни Китаю, ни Маньчжурии.
В результате, к приходу русских в Приморье и Приамурье на этой земле обитали дикие племена дауров, дючеров, натков, гиляков, тунгусов и др., занимавшихся охотой и рыболовством. Лишь дауры и дючеры, проживавшие на Верхнем и Среднем Амуре, имели зачатки земледелия. На всей этой территории совершенно отсутствовало какое бы то ни было маньчжурское или китайское население.
Численность населения Приморья в 40-х годах 17 века определены в капитальных работах Б. О. Долгих. По его данным, всего в Приморье проживало около 4 000 человек.
Маньчжуры с тревогой следили за усилением влияния Русского государства среди диких племен бассейнов Амура, Уссури и Сунгари, видевших в русском подданстве единственную гарантию своей безопасности от маньчжуров. И однажды, не смотря на добрососедское отношение России к Маньчжурии, империя нанесли нам удар в спину...
Продолжение следует...