2. В поисках Рая Едем в сторону Нахадки, проезжаем Шкотово и Смоляниново, после которого и находится Романовка...
10 марта 1884 года с трапа парохода «Кострома» (бывший английский «Mikado») сходит семья Пастуховых, которым суждено положить начало деревне Романовке на реке Кангауз.
Пастухов Филипп в возрасте 38 лет, его жена Мария (37 лет), мать Евфросиния (59 лет!), дети: Мина (14 лет), Николай (7 лет), Андрей (4 года) и Фома (2 года) прибыли с деревни Колыбель Суржаского уезда (всего на пароходе было 125 семей).
Переход по морю длился 40 дней и проходил в тяжелейших условиях. От недомоганий и эпидемий гибли люди, в том числе и дети. Так в первой отправке на Дальний Восток в 1883 году на борту «России» умерло 15 человек.
Из воспоминаний:
« В 10 часов утра начались солнечные удары и на палубе, преимущественно у детей, большинство их мне удалось также отстоять, но четверо малолетних ребят были вынесены из трюмов без всяких признаков жизни. В этот тяжелый и памятный день к полудню у нас было пять смертных случаев, и я готовился потерять еще несколько человек…» «Убедившись в самом начале, как тяжело действует на окружающую толпу более или менее торжественная обстановка так называемых «морских похорон», мы стали производить их тайно, выбрасывая детские трупики, обшитые парусиной, с балластинами на обоих концах, из окна одной каютки при помощи длинной доски…» Вы можете удивиться, - зачем старуха-то потащилась в такую даль, рискуя не вынести тягот морского пути? Но вот характерные рассуждения переселенцев, записанные в 1888 году со слов одного пожилого ходока:
«Семьяные все идем ведь, семьяные. Сам знаешь, барин, одинокому зачем идти: ему не для кого стараться, а наш брат – семьяный – всячески должен о детях заботу иметь, для них пропитание припасти, чтобы жить потом могли. Наш брат-мужик работы не бегает, ему работы сколько хошь подавай, лишь бы хлеб был, а его-то у нас и нет, потому земли всего четверть тридцатки на душу во всех полях. Над чем же они – ребята-то наши – пахать будут, как подрастут, чего они есть будут? Нас же ведь укорят, зачем земли не припасли…»
Бессемейные одиночки в общем числе переселенцев составляли не более 5 процентов...
3. «Ошибка резидента…» Как только федеральная трасса на Находку повернет за автовокзалом Романовки, ищите справа магазин "Магнит". И съезжайте к нему. Как бы параллельно трассе идет бетонная дорога. На фото - одинокая машина стоит прямо на начале этой дороги. 
Ровно через год, в 1885 году в Приморский край прибыло еще 202 семей, часть из которых, так же поселились в Романовке.
Свое первое название река Суходол получила благодаря русским словам «
кангас» (варианты произношения: кангаз, хангас, кангаш) в значении «
сосновый бор/верещатник» и «
уза» - «
река». Таким образом,
Кангауз не что иное как Сосновая река. Кангаз распространенное слово на Украине.
С названием села дело обстоит сложнее. Так в Википедии Романовка оказывается
«…названо в честь правящей династии Романовых» Этому утверждению противоречит следующий факт. На фото памятная доска, установленная на самом старом здании села Романовки.

Очевидно, свое название село получило в честь военного инженера, который более известен переселенцам благодаря постоянным заметкам в СМИ посвященных нашему краю. Именно, его статьи в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос» и журналах «Вестник Императорского Русского географического общества» (аналог National Geographic который мы как обычно похезали), «Морской сборник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Русский вестник» позволили людям больше узнать о жизни и истории Дальнего Востока и решиться на такой смелый шаг как «выдворение»…
Дмитрий Иванович Романов военный инженер и талантливый журналист, историк и географ, положивший десять лет жизни на то, чтобы в далеком таежном крае появился телеграф. Его фамилия претендует на название трех населенных пунктов. Это собственно, рассматриваемая нами Романовка, а так же Верхне-Романовка (Анучино). Так утверждают современные справочники…
Не умиляя заслуги Дмитрия Романова, я лично сомневаюсь в правильности интерпретации названий сел нашими историками…
Продолжение следует...